Итоги аналитической бизнес-конференции «Как заработать деньги на новом рынке недвижимости?»

12 июня 2016 года в г. Екатеринбург в рамках Юбилейного ХХ Национального Конгресса по недвижимости Российской Гильдии Риэлторов состоялась аналитическая бизнес-конференция «Как заработать деньги  на новом рынке недвижимости?». Такая тема конференции была выбрана не случайно, основной целью мероприятия было показать новые возможности для развития риэлторского и девелоперского  бизнеса в условиях кризиса через призму консалтинговых инструментов.

image-0.02.01.4e015812a919d4281fa169e4dd3ed268bd0150a4a4595c75ccfc84f6a87a427d-VНа одной площадке в дискуссии приняли участие ведущие финансовые аналитики и аналитики рынка недвижимости. Модераторами бизнес-конференции выступили Епишина Эльвира Дмитриевна, директор ООО «Аналитический центр «КД-консалтинг», председатель комитета по консалтингу Российской гильдии риэлторов, кандидат экономических наук, г. Пермь и Хорьков Михаил Иванович, руководитель аналитического отдела Риэлторского информационного центра Уральская палата недвижимости, САКРН, г. Екатеринбург.

Проработку формата мероприятия, тематики выступлений, приглашение экспертов взял на себя «Аналитический центр «КД-консалтинг». Отметим, что для АЦ «КД-консалтинг» это не первый опыт организации мероприятий (диалог-ринг «Хабаровск, как территория развития современного рынка недвижимости», апрель 2015, 12 июня 2015 года в рамках XIX Национального Конгресса по недвижимости Российской Гильдии Риэлторов в Казани была организованна и проведена секция PRO АНАЛИТИКА, Пресс-завтрак «Прошлое, настоящее и будущее рынка загородной недвижимости», г. Пермь, сентябрь 2015 г., 11 марта 2016г. В рамках XI Камского форума была организованна и проведена «Аналитическая бизнес-конференция: «Рынок недвижимости. Откуда берутся деньги?»).

Бизнес-конференцию, прошедшую в Екатеринбурге, можно разделить на три тематических блока:

I. NEWS макроэкономики и финансовых рынков 2014-2016гг.

   LIFE банковского сектора (политика банков, перспективы развития).

II. WEEKDAY агентств недвижимости / застройщиков / управляющих компаний без профессиональных консультантов в сфере анализа рынка. Упущенные выгоды.

III. EFFECTIVE бизнес в новых экономических условиях с профессиональными консультантами.

В первой части бизнес-конференции выступил Эдуард Вениаминович Матвеев, генеральный директор ООО УК «Кастом Кэпитал», CIIA, г. Пермь. В своем докладе он подробно представил информацию о динамике макроэкономических показателей в 2015г. и в 1 квартале 2016г., дал оценку их степени влияния на банковский сектор и рынок недвижимости:

«По итогам 2015г. рублевый рынок акций вырос на 7%, при этом долларовый снизился на 3,5%, доллар вырос на 26%, нефть упала на 34%, инфляция выросла на 12,9%, ВВП РФ упало на 3,7%. По результатам 1 квартала 2016г. рублевый рынок акций вырос на 10%, долларовый на 20%, доллар упал на 9%, нефть выросла на 34%,  инфляция выросла на 2,5%, ВВП РФ упал на 1,1% (падение ВВП притормозилось). В таких экономических условиях ипотека с «гос. поддержкой» остается последним оплотом рынка недвижимости».

В завершении своего выступления Эдуард Вениаминович отметил 3 возможных варианта развития экономического развития РФ на 2016-2017гг. Наиболее реалистичный, по его мнению, вариант выглядит следующим образом:

  • Широкий диапазон колебаний цен на нефть $15 — $30 в течение 2016 года. 2017 год – возврат в диапазон $40 — $50 за баррель.
  • Ограниченное снятие санкций странами Западной Европы, НЕ снятие санкций со стороны США вплоть до выборов президента России либо неких чрезвычайных событий.
  • Середина лета – начало осени 2016 года: увеличение денежной массы М2 до уровня 70% от ВВП с дальнейшим наращиванием в течение года до 150% от ВВП.
  • Рост ВВП по результатам 2016 года – 0 – -1%. Инерционный рост в 2017 году – около 1,5%.
  • Рост реальной инфляции на 25% в 2016 году и на 50% в 2017 году.
  • Курс доллара – колебания в диапазоне 75- 90 рублей.

Далее в своем выступлении Жигунов Игорь Витальевич, первый зам. председателя правления БАНКА ЖИЛИЩНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ, канд. экон. наук, г. Москва представил итоги и перспективы развития банковского сектора в части кредитования застройщиков и населения:

«Говоря о рынке банковского кредитования в целом и  о рознице в частности, в последнее время мы наблюдаем небольшое повышение процентных ставок и рост объемов кредитования. Если говорить о кредитовании населения, то в начале 2016г. по сравнению с 2015г. объем розничного кредитования снизился почти на 6%, при этом объем именно ипотечного кредитования вырос на 49%. За 2015г. в целом было выдано 1,1 трл. руб. ипотечных кредитов, за 2014г. — 1,7 трл. руб., и при этом за 4 месяца 2016г. было выдано около 450 млрд. руб. – это практически треть показателя прошлого года. Рынок постепенно начинает набирать обороты, но это не говорит о том, что он резко восстанавливается, у людей появляются деньги и появляется спрос. Практически 41% всех выданных ипотечных кредитов за первые 4 месяца 2016г. – это кредиты выданные по программе  с «гос. поддержкой». То, что сейчас происходит — это рост просроченной задолженности по потребительским кредитам и хотя и небольшое, но сокращение задолженности по ипотечным кредитам. Также наблюдается сокращение средней суммы ипотечного кредита (1,1 — 1,7 млн. руб.). Программы по кредитованию малого и среднего бизнеса практически исчерпали себя экономически, вследствие чего, предприниматели стали брать кредиты в банках под залог недвижимости. То, что мы ожидаем в ближайшее время – это снижение ставок по депозитам в связи со снижением ключевой ставки, при этом резкого снижения ставок по кредитам не произойдет».

Вторую часть бизнес-конференции с докладом «Объективный анализ деятельности компаний при поиске информации о клиенте. Применение маркетинговых инструментов и их нераскрытые возможности» открыла Епишина Эльвира Дмитриевна, директор ООО «Аналитический центр «КД-консалтинг», председатель комитета по консалтингу Российской гильдии риэлторов, канд. экон. наук, г. Пермь:

«На протяжении последних 6 месяцев мы проводили исследование на предмет того, какими маркетинговыми инструментами пользуются агентства недвижимости при изучении клиентов и какие информационные ресурсы они используют в своей деятельности. Было произведено интервьюирование руководителей пермских агентств недвижимости и осуществлен анализ деятельности компаний при поиске информации о клиенте по этапам работ: поиск клиента – работа с клиентом — сбор данных о клиенте – сделка. По итогам опроса наиболее значимыми каналами при поиске клиента были названы собственный сайт АН, информационные сервисы и специализированные порталы  по недвижимости и «сарафанное радио». Также достаточно высокий балл получили социальные сети, однако этот канал следует рассматривать  в большей степени как средство коммуникаций, нежели в качестве поиска клиентов. Основной и главной проблемой в работе АН является отсутствие системного анализа своих клиентов (не анализируется целевая аудитория, портреты покупателей, с какого источника пришел клиент, как ведет себя клиент на сайте, между какими объектами выбирает и какие страницы просматривает,  не отслеживается эффективность сервисов, в которые вкладываются деньги). Это происходит в большей степени потому, что агенты и брокеры даже в рамках одного агентства не взаимодействуют между собой и не консолидируют информацию о клиентах и их потребностях. Сбор данных ведется очень ограниченно – заполняются лишь информационные листы, которые содержат скудную информацию: ФИО, контакты и  какой объект заинтересовал клиента. Более подробная информация о клиенте собирается уже при совершении сделки (данные о том, откуда пришел клиент, какой объект выбрал, и чем в итоге завершилась сделка), при этом не производится сравнительный анализ между потенциальным и реальным спросом. В связи со сложившейся сегодня ситуацией на рынке недвижимости профессионалу, участвующему непосредственно, или косвенно в процессе совершения сделки непростительно игнорировать данное направление работы и упускать важнейший пласт информации о своем клиенте, так как это влечет за собой потерю денег».

В конце доклада, особое внимание Эльвира Дмитриевна уделила созданию Ассоциацией «РГР. Пермский край» собственного информационного ресурса, который будет направлен, прежде всего, на осуществление совместных сделок, но помимо этого будет предусматривать собой систему обмена данными между агентствами недвижимости, и обеспечивать членов ассоциации профессиональной аналитикой.

Третий блок конференции открыл Хорьков Михаил Иванович, Руководитель аналитического отдела Риэлторского информационного центра Уральская палата недвижимости, САКРН, г.Екатеринбург, который в своем выступлении представил мнение о том как демографическая ситуация изменит рынок недвижимости:

«Демографический фактор может очень серьезно скорректировать рынок жилья уже в ближайшие годы. Все последние годы драйвером для первичного рынка жилья было молодое население нашей страны, это многочисленное поколение людей, которые родились в 70-80-х годах, именно они приобретали свои первые квартиры, охотно брали ипотеку и обеспечивали взрывной рост рынка. В структуре сделок группа людей в возрасте от 20 до 35 лет была всегда ключевой, в 2015 году в России в этой возрастной категории было 34 млн. человек, через 10 лет эта группа сократится на 10 млн., таким образом, состав покупателей изменится кардинальным образом. Это неизбежный фактор, на который мы никак не сможем  повлиять. Участникам рынка придется работать с категорией покупателей с совершенно другими потребностями. Через 10 лет основной группой покупателей буду люди в возрасте от 30 до 45 лет, это семьи которые будут улучшать жилищные условия, а не приобретать свое первое жилье. Отсюда вытекают очень серьезные структурные изменения, касающиеся рынка недвижимости: движение рынка на окраины города, где нет достаточной инфраструктуры, но есть недорогие однокомнатные квартиры и квартиры-студии, будет остановлено естественным образом. С другой стороны у риэлторов появится возможность работы с точки зрения улучшения жилищных условий, возможно, рынок загородной недвижимости получит новый виток развития, так как эта возрастная категория более склонна к приобретению загородного дома. Процесс смены поколений уже начался, и девелоперам не удастся перенести свой успех работы с многочисленным поколением 70–80-х годов на малочисленное поколение 90-х».

Репин  Максим Александрович, директор ГК «ОМЭКС», руководитель Комитета по девелопменту, оценке и аналитике НП «Омский союз риэлторов», САКРН, г. Омск в своем докладе затронул факторы, влияющие на ценообразование объектов недвижимости:

«Для наиболее развитых сегментов недвижимости, таких как земельный рынок, коммерческая недвижимость и многоквартирное жилье были разработаны факторы, влияющие на ценообразование недвижимости. В разработке этих факторов приняли участие эксперты из различных многих профессиональных сообществ: члены Комитета по консалтингу РГР, представители Ассоциации Российских банков, СРО Оценщиков, РГУД. Например, для сегмента многоквартирных жилых домов мы выявили 48 факторов. Для риэлторов – это 48 математически определяемых, доказательных аргументов при работе с клиентами. Из этих 48 факторов, эксперты определили 17 ежедневно встречающихся в работе. Простой практический пример – это влияние наличия балкона на цену: отсутствие балкона в среднем влияет на цену на -4%, наличие одного балкона не влияет на цену, при этом наличии более одного балкона или дополнительной лоджии влияет на цену в среднем на +2,9%. Можно также привести в пример наличие санузла: так малогабаритный санузел повлияет на цену в среднем на -4%, а наличие двух санузлов в среднем увеличит цену на +3%. Таким образом, риэлтор с помощью выведенной расчетной модели может вычислять эти значения и четко торговаться, работая со своим клиентом или партнером, тем самым сокращая время проведения переговоров по поводу цены и срока экспозиции объекта, так как цена на него устанавливается адекватная рынку».

Сулейменова Дания Касеновна, руководитель комитета жилой недвижимости Ассоциации компаний обслуживающих недвижимость, г. Екатеринбург, представила рейтинг управляющих компании г. Москвы:

«Все чаще перед людьми, которые собираются покупать недвижимость встает вопрос о том, какая управляющая компания управляет тем домом, в котором они рассматривают для покупки квартиру. Также на сегодняшний день управляющая компания становится одним из факторов ценообразования на жилую недвижимость. Поэтому было принято решение составить рейтинг компаний осуществляющих обслуживание жилых домов. В ходе рейтингования было проанализировано 500 управляющих компаний + одна, и по итогам рейтинга было определено 50 лучших компаний. Критерии, по которым оценивались УК: общая площадь обслуживаемых многоквартирных домов, уровень качества оказываемых услуг, финансово-экономические показатели (выручка), качество структуры портфеля. Топ-50 компаний, обслуживающих жилую недвижимость Москвы были определены по результатам опросов экспертов и представителей профессионального сообщества рынка обслуживания недвижимости. При разработке методологии учтены мнения нескольких десятков экспертов, работающих в сегменте жилой недвижимости. Наиболее высокие баллы получили УК с частным капиталом, а государственные и муниципальные УК «ушли вниз». По итогам рейтингования в Санкт-Петербурге, картина получилась абсолютно противоположной».

Обобщая итоги проведенной Аналитической бизнес-конференции, можно отметить следующее: мероприятие собирает вокруг себя не только аналитиков  в области рынка недвижимости, но и экспертов финансового сектора, и представляет собой уникальную площадку для обмена мнениями и разработками, которые в итоге позволяют сформировать более четкое понимание процессов, происходящих на рынке недвижимости и факторов, влияющих на его развитие. Дает возможность Агентствам недвижимости и Застройщикам использовать разработки аналитиков для построения бизнес-процессов, оптимизирующих их деятельность и повышающих эффективность работы их специалистов.

image-0.02.01.1e0a3226d0a28ffcd5fc2920d062a9c3c989fe7e36ea53d600d6072e96d60929-V

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *